Фактор времени для многих будет решающим...

Фраза «автоперевозки идут ко дну» излишне, пожалуй, категорична. Упали объёмы автоперевозок. Существенно. Увеличились сроки расчётов. А многие транспортники «под-висли» ещё и потому, что в отсутствии оборотных средств не могут ждать те самые 30-45 дней, пока будет произведена оплата.

Если раньше сроки оплаты составляли 5-10 банковских дней, то сейчас они будут приближаться к 2-3 месяцам, что мы, собственно, и наблюдаем. И не потому, что «диспетчеры-кровопийцы» прокручивают ваши деньги. Нет, пресловутая паразитическая прослойка «торговцев информацией» будет наживаться на сложившейся ситуации, куда без них, но и у большинства нормальных порядочных экспедиторов и логистов задержки неизбежны.

Им ведь тоже, в свою очередь, клиенты вовремя не платят. Не потому, что такие недобрые, а потому что возможности нет. Многие крупные грузовладельцы, товаропроизводители перекредитовывались, использовали банковские финансовые ресурсы в виде овердрафтов, пользовались факторинговыми схемами. У банков кризис ликвидности - у экономики нет «коротких» и быстрых денег.

А автотранспорт - только часть длинной технологической цепочки. Оплата услуг автотранспорта, чаще всего, происходила за счёт кредитов, овердрафтов. Сейчас этих денег нет, значит, пока товар не будет переработан, изготовлен, реализован, оплачен конечным потребителем - у заказчика автоперевозки эти деньги из ниоткуда не появятся. При этом заказчик предпочтёт заплатить поставщику, например, 2,5 млн рублей за отпущенный товар, материалы, комплектующие, и «отодвинет» на более поздний срок экспедиторов и автоперевозчиков, которым должен за рейс 30-50 тысяч. Напоминает тришкин кафтан, но возмущаться этим, увы, бессмысленно. Ни к чему не приведёт, кроме как к пережиганию нервов.

Есть у нас крупный клиент. Еду к нему на переговоры: друг, говорю, по транспортным расходам зависает сумма под миллион. Он только печально улыбается: «Что твой миллион? Чера с поставщиками общался - мне им 60 миллионов перечислять надо.» При этом я знаю, что деньги-то я от него получу, и перевозчикам выплачу до копейки, вопрос только - когда.

Беда автоперевозчиков в том, что запаса денег и времени у большинства из них нет.
При этом есть у меня одно не очень приятное наблюдение. Не собираюсь никого учить жизни, но... Здравый смысл и зачатки экономических знаний, если уж занимаешься таким рискованным видом бизнеса, как автоперевозки, в любом случае у владельца транспорта должны присутствовать. Понятно, что высокие накладные расходы, но это не означает, что надо прожирать всю прибыль. А потом рыдать.

Пусть это останется моей личной оценкой, но экономистов среди владельцев автопоездов я наблюдаю очень немного. Помнится, принимал участие в конференции автоперевозчиков. Коллеги там на жизнь плакались, на цены, на ставки. А перед гостиницей, где разместили нас - выставка импортного автопрома в полный рост. Смотрел я и невесело улыбался: вот, пара скромных японок, «десятка» наша. И штук пять хороших таких внедорожников, класса Х5 или «крузера»... Ладно, если у тебя парк в полсотни автопоездов. А то: у паренька три рефа, загрузки из Интернета, экспедирует понемногу - но на «туареге» катается. Оно вроде как его лично дело, сам люблю хорошие машины, но фактически это означает, что весь его заработок идёт не на накопление и развитие, а на потребление... Вместо того, чтобы из прибыли копить копейку, экономить, формировать оборотный капитал и чувствовать себя более-менее спокойно... Если и прибыли в лучшие времена не было - резонный вывод: хреновый ты, наверное, предприниматель.

По роду работы приходится общаться с самыми разными представителями гордого племени автоперевозчиков. Наибольший сегмент - это владельцы одной-двух-трёх машин. Моё отношение к людям, мои критерии оценки приведу на паре доходчивых примерах.
Два ИП. В одном отец и сын вместе трудятся. Неоднократно бывало - получают предоплату за рейс, через день скромно так, стеснительно звонят: «Андрей Викторович, не подкинешь ещё?..» Так предоплату же выдали, на что ехать собираетесь, ё-моё!!! Ну, жене дали, в магазин сводили.
И другой ИП. Ворчун, въедливый, через раз наши с ним встречи заканчиваются на высоких тонах, но работать с ним - без проблем! Бубнит-бубнит что-то себе, но в работе - грамотный, ответственный парень.
Комментарии нужны? По поводу того, кто выживет?

Так вот, сладко в кризис никому не будет. Но если человек объявляет себя предпринимателем, автоперевозчиком, риски этого бизнеса лежат на нём, переложить ответственность на кого-то не получится... Ни на Центробанк, ни на нефтяных олигархов, ни на Президента... Предоплаты нет, оборотки нет, на солярку в рейс не хватает — ну, извини, в таком случае проще машину к забору, и идти наёмным водителем куда-нибудь к дорожникам. Или в охранники... До лучших времён. Но нормальным транспортникам работу окончательно не ломать.